12/06/2014 - спектакль «Ревизор» в театре им. Ленсовета

 

12062014Режиссер Сергей Федотов поставил «Ревизора» на сцене театра им.Ленсовета в классических декорациях. А герои (трудно в это поверить, но факт) - не в телогрейках, пиджаках и скафандрах, а в классических костюмах 19 века.

Труппа ленсоветовская прекрасна, но и сложна: многих артистов «исторически» тянет «поддать жару». Актеры за долгие годы службы набирают множество штампов, к тому же особая сложность в том, что эти штампы чаще всего любимы зрителями. И задача режиссера - все эти «ракушки» отскрести. Процесс болезненный и не всегда выполнимый. Однако в постановке «Ревизора» он заметен. И удивляет, как критикующие спектакль одним греческим хором поют в своих рецензиях: «актеры - молодцы, а режиссер Федотов тут ни при чем».

И уж совсем странно выглядит записанный некоторыми критиками в постановщики спектакля хореограф Сергей Грицай. Участники процесса работают на спектакль, который придумывает вместе с ними режиссер. Режиссер - гвоздь, который отвечает за всю конструкцию. В спектакле «Ревизор» интересная, подробно разработанная пластика, точно и тонко связанная и с музыкальной партитурой, и с текстом. Такой - до жеста, до поворота головы - выверенный рисунок как раз и свойственен режиссеру Федотову в его спектаклях. Поэтому ему и понадобился сильный хореограф и режиссёр по пластике в лице Грицая. И актеры «держат» этот рисунок, что случается нынче в театре не часто, потому как режиссеры далеко не всегда к нему стремятся. «Ревизор» - пример простроенного, сочинённого спектакля.

В исполнителе роли Городничего, замечательном артисте Сергее Мигицко, есть трагическое нутро, пока не раскрытое. А ошибка Городничего - трагическая. Всесильная власть оказывается слабой перед человеком «без царя в голове». Сила сталкивается с «пустышкой», и, обманываясь, проигрывает. Великая энергия заблуждения!

Режиссер максимально приблизился к тому, что задумал.

Открытие - Виталий Куликов в роли Хлестакова, сумевший не только полно использовать свои данные, но и ярко выявить рисунок: от беспомощного грустного Пьеро до дикого фюрера, властвующего над толпой. Но самая важная удача спектакля в «петельках-крючочках»: все очень точно завязывается одно с другим, актеры «цепляют» и продвигают сюжет, раскручивая энергию, которая передается в зрительный зал. Городничий тоже знает толк в энергиях. Не зря тянут вместе (по-моему, на шесть голосов!) песню про разбойников уездные чиновники. Они - дружный хор. Городничий блюдет, чтоб ни один не сбился и не высунулся. Он чует, что вместе они – сила, и жёстко приучил подведомственную стаю «держать строй».

А как придуман «классический треугольник» маменька-дочка-Хлестаков! Это уже даже не треугольник, потому что Городничий, как дирижер процесса, встревает, как может. А для Хлестакова обе дамы прекрасны во всех отношениях. Ему не надо ничего выбирать - он просто принимает все, что дают. Как принимает пустая комната любое наполнение. И так пустота становится силой. Анна Алексахина в роли маменьки точно и с юмором являет нам адскую страсть провинциалки, мечтающей «впрыгнуть» в столицу. Сергей Перегудов в роли смотрителя училищ Хлопова даёт острую и «вкусную» характерность труса-интеллигента, артист не побоялся оторвать себя от привычного и двинулся в неизведанное. И выиграл!

Хочется хвалить не каждого по отдельности, а всех вместе.

«Ревизор» в театре им.Ленсовета-созданный мир с подлинными чувствами и неординарными мыслями.

Мегаполис жизнь города.
Газета Санкт-Петербурга.
Информация предоставлена партнерами газеты.