14/03 - 25/04/2013 - Авторский цикл лекций к.ф.н. О.С. Хижняк "Психологические аспекты буддизма и христианства" на 2012/2013 учебный год, второй семестр (весна)
-
-
Цикл построен на сопоставлении двух мировых религий; темы лекций сформулированы в форме вопросов, ответы на которые предполагается искать вместе со слушателями. Буддизм стал исторически первой религией, в центре внимания которой стоит человек, его внутренний мир. Второй такой религией стало христианство. Обе религии призвали человека к совершенству, утверждая, что от духовного состояния личности зависит весь природный мир. И в той и в другой религии человек призван вернуться к своему изначальному, неискаженному состоянию чтобы восстановить гармонию вселенной. Выдвигая близкие по смыслу идеалы, две религии отличаются картиной мира и указанием путей, ведущих к достижению цели.
Цикл включает в себя семь лекций, охватывающих вопросы космологии и места человека в мире, структуры его психики, учения о познании мира, особенности религиозной практики (индивидуальной и храмовой), цели религиозного пути. Рассказ о двух религиях проводится, исходя из культурно-исторических особенностей регионов их формирования и распространения, без стремления показать преимущества той или иной системы. Данный цикл лекций представляет собой попытку проникнуть в смысл каждого из мировоззрений, увидеть в них накопленный веками психологический опыт разных народов, проанализировать его выражение в рациональных терминах.
Цикл завершается обзором существующих в данный момент психологических концепций религии, что показывает заинтересованность современной науки в психологическом содержании разных религиозных систем.
1. 14 марта
Происхождение Вселенной: карма или творение?
Рассмотрение психологических аспектов учения о человеке начинается с определения его места во вселенной. От освещения вопроса о происхождении мира зависит и понимание человека, его роли и ответственности за весь мир.
2. 21 марта
Человек: пять скандх или дух, душа и тело?
В буддизме представление о мире как совокупности дхарм, управляемых законом кармы, приводит к трактовке личности как набору дхарм, группируемых по пяти категориям: форма, ощущения, чувства, воля, сознание. В христианстве концепция творения придает человеку статус творения Божия и различает в нем дух, душу и тело.
3. 28 марта
Познание: чувства, рассудок, разум, вера. Просветление или Откровение?
Описание познавательных способностей человека во многом схоже в двух религиях, т.к. исходит из эмпирического наблюдения. Общим является и признание ограниченности чувственно-рассудочного познания и возможности некоего прорыва к высшему знанию, достигаемому вне указанных форм, в некоем ином, не обыденном состоянии сознания, называемом в буддизме просветлением, а в христианстве – откровением.
4. 4 апреля
Религиозная практика: медитация или молитва?
Медитация, являющаюся для европейцев символом религий Востока, начинается и заканчивается молитвой и не может быть рассматриваема вне ее. В идеале молитва должна быть направлена на преобразование личности, уподобление идеалу данной религии. Молитвы о земных нуждах носят здесь подчиненный характер, в отличие от предшествующих архаичных и древних верований.
5. 11 апреля
Зачем нужны храмовые службы?
В обеих конфессиях участие в храмовых службах считается обязательным. То, что для постороннего человека кажется некоей внешней игрой, пустым ритуалом, для верующего является переживанием вновь и вновь событий священной для данной религии истории.
6. 18 апреля
Конечная цель: освобождение или спасение?
Обе религии говорят о необходимости отказа от мира страстей и развития в человеке духовных качеств. В обеих религиях человек должен прикладывать личные усилия для духовного освобождения, но ему удается это сделать лишь при содействии духовных сил - бодхисаттв в буддизме, божественной благодати в христианстве.
7. 25 апреля
Итоговое занятие: психологи о религии и вере.
В настоящее время рано говорить о каких-либо целостных психологических концепциях религии. Существуют отдельные высказывания выдающихся психологов на эту тему. Некоторые из них весьма интересны, другие выглядят непрофессионально с точки зрения религиоведа, многие противоречат друг другу, одни доброжелательны, другие враждебны по отношению к религии.
Рассматриваются исследования и учебные разработки Гроффа, Джеймса, В. Дильтея, Леви-Брюля, Отто, Франкла, Фрейда, Фромма, Юнга и др. В отечественной литературе – Грановской, Добросельского, Зенько, Нечипоренко, Флоренского, Шеховцевой, Яблокова и другие.
Главным итогом общих усилий ученых является обращение к духовному содержанию религий, выход за рамки устоявшихся ранее подходов к ее изучению, открытие новых перспектив осмысления такого сложного феномена общественного сознания и общественной жизни как религия.
Информация предоставлена партнерами газеты "Мегаполис жизнь города"