Фестиваль DANCE OPEN

Категория: Сторонние материалы

Shapka bez logotipov

С 9 по 19 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге на Основной сцене Александринского театра при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга пройдут спектакли XXIII сезона Международного фестиваля балета Dance Open.

По традиции в программу включены лучшие балетные постановки: пять балетных вечеров, а также Гала звезд Dance Open. Две ведущие балетные площадки страны представят свои самые актуальные и знаковые постановки: «Урал Балет» покажет вечер одноактных балетов «Павильон Армиды. Венгерские танцы. Sextus Propertius», Пермский театр оперы и балета презентует собственную версию исторического балета «Ярославна». Зарубежная часть фестиваля представлена труппой из ЮАР Театр танца «Вуяни», аргентинской танцевальной компанией Хермана Корнехо (Аргентина) и Театром современного танца Гуандуна (Китай).
Партнером фестиваля выступает Газпромбанк — один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, обслуживающий ключевые отрасли российской экономики и занимающий сильные позиции на отечественном и международном финансовых рынках. Партнерство с организациями в сфере культуры и искусства является одним из приоритетов Газпромбанка. Фининститут рассматривает культуру как стимул и средство устойчивого развития, тесно связанный с важнейшими сферами гармоничного развития человечества — экономикой и образованием. В условиях высокой неопределенности и постоянных изменений в глобальном масштабе именно культурный пласт помогает сохранить непреходящие ценности, исторический опыт и традиции страны. В рамках фестиваля балета Dance Open Газпромбанк поддержит вечер одноактных балетов «Павильон Армиды. Венгерские танцы. Sextus Propertius» театра «Урал Балет».
XXIII сезон Международного фестиваля балета Dance Open откроется 9 апреля петербургской премьерой исторического спектакля «Ярославна». Балет был создан по мотивам древнерусского эпоса «Слова о полку Игореве» композитором Борисом Тищенко в 1974 году. В своем сочинении автор дает неожиданную для своего времени интерпретацию оригинального сюжета и переосмысливает жанр. Эпическое в партитуре «Ярославны» сочетается с драматическим, а ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» звучат в исполнении хора. Он то рассказывает о давних событиях, то комментирует происходящее, то перерождается в действующих лиц спектакля или голоса природы. На фестивале спектакль предстанет перед петербургской аудиторией в новом прочтении: автором либретто и хореографом-постановщиком выступил Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. «Вся система персонажей этого спектакля разделена на две части: мир людей с их страшными и великими поступками и мир сущностей (они же духи предков, облачные девы, ангелы, свита смерти и пр.), которые окружают людей независимо от их веры — христианской или языческой. И над всем этим царит главная вводная — тело танцовщика и хореография».
11 апреля ценители искусства танца увидят еще одну петербургскую премьеру. Феномен российского балета — «Урал Балет» — представит весьма символичную тройчатку «Павильон Армиды. Венгерские танцы. Sextus Propertius». На одной сцене встретятся творения трех важных для труппы хореографов: Максима Петрова, Антона Пимонова и Вячеслава Самодурова. Этот спектакль невозможно встретить в российском театральном календаре: балеты поставлены по заказу екатеринбургского театра, для одного из них написана новая музыка.
По словам дирижера-постановщика Артема Абашева, «первый акт – это такая классическая история, в музыке можно услышать отголоски Чайковского, Скрябина. Второй – это Брамс. На мой взгляд, такая неоклассика, и она очень хорошо впитывается после первого балета. Третий акт, по сравнению с первыми двумя, ультрасовременный. Он направлен на то, чтобы расширять то пространство, которое есть в первом и втором акте, поставить многоточие после всего, что происходит на сцене».
Спектакль начинается с балета «Павильон Армиды» Максима Петрова, недавно возглавившего труппу «Урал Балета». Сюжет отсылает к новелле Готье «Омфала»: в музейном зале оживает гобелен, на котором изображена волшебница Армида. Затем следует балет Антона Пимонова «Венгерские танцы». Режиссер-постановщик предпочитает не связывать артистов и зрителей фольклорными аллюзиями и предлагает просто танцевать. Однако простота его хореографии, как правило, обманчива. Завершается спектакль балетом Вячеслава Самодурова. Название постановки – отсылка к творчеству древнеримского поэта Секста Проперция. Композитор Алексей Сысоев использовал одну из элегий поэта при написании музыки к спектаклю. В партитуру для струнных, синтезатора, ударных и фонограммы он ввел партии чтецов, скандирующих текст Проперция. Кроме того, в качестве инструментов артисты хора используют печатные машинки.
13 апреля в постановке «Сион: реквием по Болеро Равеля» более 38 человек — впервые в России балетная труппа и хор в полном составе — создадут на сцене Александринского театра танцевальный реквием. Гипнотическая магия «Болеро», в котором автор разглядел аналогию с ритуальными траурными ритмами своей родины, в сочетании с мотивами творчества знаменитого писателя Закеса Мда, создают удивительный коктейль западной и африканской культур. А все вместе это обеспечивает спектаклю общечеловеческое, универсальное звучание. Послание Макомы, закодированное языком хореографии, заключается в том, что каждый должен остановиться на мгновение и задуматься о боли, причиненной своими действиями другим людям.
15 апреля национальная тематика найдет продолжение в шоу «Танго после заката», «пьянящем сочетании эротики и атлетизма, окрашенном сине-золотым светом ночи в Буэнос-Айресе». В основе шоу - все та же этническая экзотика, но переработанная и обогащенная новыми идеями и сопредельными видами искусства. И если у южно-африканской труппы источником вдохновения стал Морис Равель, то программа аргентинцев целиком и полностью посвящена Астору Пьяццоле, ведь сегодня почти невозможно представить танго без его щемящей музыки. Хореографическая ткань спектакля основана на смешении разных стилей, но главное в танце остается неизменным — совершенно аутентичная клокочущая страсть, которая волнами эмоций обрушивается на зрительный зал. У этого спектакля нет никаких внешних рамок, потому что танец сам рассказывает свою историю, обнажая внутреннюю реальность каждого, кто выходит на сцену. Душа танца помогает двум людям превратиться в одно целое — в танго это и есть самое важное. Под грифом «Made in China» 17 апреля Труппа современного танца Гуандуна, первая в Китае профессиональная труппа, возникшая в 1992 году и специализирующаяся на стиле модерн, покажет российскому зрителю свою версию современного китайского балета — постановку «宿 / Круг небесный». Нежная, деликатная и в то же время
чувственная хореография Ли Пяньпянь, полная характерных черт восточной культуры, завораживает зрителей и увлекает вместе отправиться в путь на поиски духовного пристанища. В качестве средств выразительности хореограф использует элементы, отсылающие к традиционной древнекитайской идее о построении мира — «Небо круглое, земля квадратная» (иногда эту фразу используют в значении «так устроен мир»). Незамысловатый и простой (не для нашего, конечно, взгляда…) иероглиф «宿» появился из первоначального замысла постановщика. «Самые сильные впечатления оставляют прощания с людьми в аэропортах, поездах, а также попадание в новую, незнакомую среду, где ты учишься, работаешь, просто живешь… С возрастом я внезапно начала размышлять о том, что же означает путь назад (путь домой, обратный маршрут). Иногда мы расстаемся только для того, чтобы зафиксировать этот момент в памяти, не так ли? Возможно ли, что мы изначально, незаметно для нас самих, храним все воспоминания о будущем себе?» Воспринимая начало пути (исходный пункт) как поиск духовного пристанища (конечный пункт), Ли Пяньпянь поставила спектакль «宿».
Завершится фестивальная программа 19 апреля грандиозным Гала. На один день сцена Александринского театра станет центром балетного притяжения: самые виртуозные танцовщики планеты, представляющие ведущие мировые танцевальные площадки, съедутся в Северную столицу, чтобы показать лучшее, что можно создать на языке танца. В программу заключительного вечера фестиваля по традиции войдут фрагменты признанных шедевров и новейшие эксперименты в исполнении ведущих солистов балетных трупп.
 «Фестиваль проходит при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга».