Статьи

«Блуждание» в Санкт-Петербурге

Создано 04.09.2013 12:59

millerЧем может удивить черно-белый снимок? Оказывается многим, если он сделан по технологиям ХIХ века. Далеко не все мастера современности могут воспроизвести этот сложный способ печати. В Санкт-Петербурге открывается уникальная выставка фотогравюр американского фотохудожника Питера Миллера.  В зале Парадного корпуса государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО состоялось открытие выставки «Блуждание». Работы выполнены с помощью редкой техники фотогравюры. Фотоснимок восстанавливают путем печати с металлической доски. Для того чтобы сделать это, требуется около месяца. Трудная и тонкая работа, в которой каждая, даже малейшая ошибка будет стоить очень дорого. Разменная монета здесь – это бесценное время. Полученная фотогравюра несравнима ни с одним обычным снимком. Важно то, сколько внимания и ручного труда вложено в каждую работу.  Блики теней, мотивы Японской культуры, игра с черно-бело-серой гаммой – все это работы Питера Миллера.       Он родился в Америке, но уже долгое время живет в Японии. Страна восходящего солнца покорила его своей культурой и пейзажами. Поэтому неудивительно, что среди представленных на выставке фотографий различных уголков мира, большинство – это фотогравюры садов, гор и храмов Японии. Страна имеет уникальное наследие и неповторимую культуру.           Фотогравюры улавливают нечто большее, чем может показать фотография. В них чувствуется своя энергетика. Это сразу пробуждает интерес к подобным выставкам. В каждой из них есть что-то мистическое, талантливое, непроглядное. По своей сути эти работы уникальны. И они, конечно, имеют ограниченный тираж. Это обусловлено особой техникой изготовления.
Медная доска, отпечатывающая фотоснимок, способна выдержать лишь некоторое количество оттисков. Поэтому на каждую гравюру получается в среднем около 50 экземпляров. Она конечна, и в этом есть особая прелесть, подобно новой жизни: что-то рождается, отдает свои силы и останавливается, следующий шаг лишь приобщение к вечности. Питер увлекся этой уникальной технологией ХIХ века в 1989 году, и с тех пор он один из немногих специалистов, работающих в этой технике.        Подобное творчество позволяет передать объемность фотографии. Детали при более тщательном рассмотрении кажутся более четкими и подробными. Отсюда возникает впечатление живой фотографии. Насыщенный черный цвет, размытый серый и контрастный белый – этого более чем достаточно для того, чтобы передать искусство фотографии. Такое сочетание отнюдь не означает трагичность или драматизм работы. Напротив, оно позволяет сосредоточиться на контурах и явлениях, изображенных на ней. А цвета? «Вы можете представить их сами!», – говорит сам Питер Миллер.        Фотограф оказался очень доброжелательным и приветливым человеком. Он достиг многого, но до сих пор еще не перестал учиться и узнавать новое. Поиск пути – это его постоянное жизненное состояние. Подобная жизнерадостность и душевная теплота нашла свое отражение в том, с какой усердностью и старательностью фотохудожник создает свои произведения. Питер вкладывает в них не только вдохновение, но и свое мировоззрение.          Петербург показался фотохудожнику очень красивым городом. Здесь он почти не скучает по своему дому. Также говорит, что ему очень нравится русский язык, даже хочет его выучить: «В вашей речи чувствуется страсть, как впрочем, и в вашем менталитете, меня это вдохновляет».           Питер Миллер принимал участие в выставках по всему миру: в Японии, Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Америке, Италии, Латвии, Финляндии, Литве, России. После Санкт-Петербурга ему предстоит поездка в Москву. Несмотря на это, он очень прост, общителен, не загоняет себя в рамки условностей и открыт, кажется, для всех. Ни капли надменности или пустого жеманства. У него есть, чему поучиться помимо фотографии. Питер часто путешествует в поиске новых сюжетов для своих гравюр, отбирает уникальные и прекрасные в единственном исполнении места по всему миру.         Вода, камни, туман, деревья – все эти явления на фотогравюрах совершенно другие. Ни одна черно-белая фотография не способна передать тот объем и глубину, которую способна выразить гравюра. Игра с контрастами, горы, поверхности, японские мотивы – в этом сочетании есть нечто космическое, вечное, магическое, притягательное. Черно-белый мир, бережно хранимый под стеклом. Питер Миллер создал его в своем воображении, затем в мастерской и теперь делится им с теми, кто способен понять всю его тонкость, красоту и хрупкость.       Окунуться в черно-белую вселенную фотохудожника Питера Миллера можно по адресу: Большая Морская, дом 35, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, выставочный зал Парадного корпуса, 3 этаж.
Выставка будет проходить с 28 августа по 6 сентября 2013 года. Студентам вход бесплатный.    

Дарья Павлова, для газеты «Мегаполис жизнь города», СПб
под ред. Марии Габелия

«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге«Блуждание» в Санкт-Петербурге