Статьи

Болтовня об искусстве

Создано 04.09.2013 11:46

pecha kucha1В музее Эрарта на выставочной площадке Mixed Media прошла ночь интеллектуального караоке Pecha Kucha. Каждому участнику давалось 6 минут 40 секунд и 20 слайдов, на то чтобы рассказать о себе, своих увлечениях и представить свой выставочный проект в любой степени его готовности.

Печа Куча, что переводится с японского как «бла-бла» или «болтовня» – это формат коротких презентаций, разработанный в Токио в 2003 году архитекторами Астрид Кляйн и Марком Дитхамом, и быстро вырвавшийся за пределы Японии. Сейчас в проекте принимают участие около 700 городов. Изначально предполагалось, что Pecha Kucha Nights станут местом встречи и общения молодых дизайнеров с целью предоставления им возможности публично показать свои работы, но вскоре Печа Кучу освоили представители других творческих и околотворческих профессий.


Для проведения Печа Кучи на город дается одна лицензия, которой в Санкт-Петербурге владеет частный музей современного искусства Эрарта. За четыре года было проведено 24 Печа Кучи, одна из которых была политической и направлена на создание культурного кластера. Об этом и многом другом рассказал куратор презентации Денис Рубин.
– Как возникла идея организовать Pecha Kucha Nights в Петербурге?
– Мы с моим коллегой Михаилом Барсеговым, известным на тот момент театральным деятелем и директором театра «Мастерская», узнав об этом проекте, решили получить лицензию  на его проведение. Тогда, в 2009 году, Печа Куча была уже достаточно узнаваема в мире, в ней участвовало около 200 городов, но не была настолько известна в России. И просто в силу того, что мы активно мониторили мировые тенденции, как-то быстро на нее вышли. Многие люди не знали о его наличии, и поэтому конкурентом была только Наталья Панкова, владелица Al Gallery. Она тоже хотела получить лицензию на проведение Печа Кучи, но ей это оказалось сделать тяжелее, чем нам, её даже заставили съездить в Японию, посмотреть на Печа Кучу в действии, а в итоге почему-то лицензию отдали нам. Тогда мы делали Печа Кучу в разных местах: в пространстве «Море», в «Зоне действия» и многих других. Года через полтора, когда я стал работать в Эрарте программным директором, проект разумным образом переместился сюда. Это не означает, что музей является обязательным местом для проведения Печа Кучи. Она проводится на разных площадках, потому что проект городской, в зависимости от темы и формата он может менять территорию. Музей Эрарта открыт для поиска новых проектов, нам всегда интересно искать молодых или не очень молодых, но неизвестных авторов. А Печа Куча как нельзя лучше подходит для решения такого рода задач.
– Чем подобный способ изложения (20 слайдов по 20 секунд) лучше обычной презентации?
– Краткостью и лаконичностью. Дело в том, что опытом проверено, что любые ограничения в формате, пусть игровые или даже хулиганские, всегда рождают дополнительный стимул, энергию и позволяют выступающему как-то себя проверить. В нашей первой Печа Куче, участвовали вполне опытные люди, например Анвар Либабов из театра «Лицедеи», и он признался, что для него этот формат неожиданно оказался серьезным испытанием, потому что пришлось структурировать свои мысли. Если презентация не ограничена во времени, человек начинает «плавать». Он не очень четко доносит свою мысль, какие-то необязательные вещи допускает. Как только появляются правила и ограничения, отсекается все лишнее, остается самое главное, выверенное.
– То есть донести свою мысль до слушателей за такой короткий срок возможно?
– На самом деле, чем короче мысль, тем она понятнее и лучше работает. По образованию я технический режиссер, нас всегда учили, что любое описание отдельного события пьесы или даже всей пьесы нужно сформулировать в пределах одной фразы, а желательно даже одного-двух слов. Чем четче будет определение, тем лучше оно сработает и запомнится.
В этот раз в программе вечера участвовали семь презентаций: «Дивный мир» – серия картин, в которых автор показывает выдуманный мир с двумя солнцами и искусственным интеллектом; «Мусорный век», автор которого хочет рассказать об истории страны и города с помощью мусора; «Кухня» – серия выставок кожаных изделий на тему еды; «Крапива» – картины и описания к ним в стихах об автомобилях, бытовых приборах и даже об Angry Birds; «Чемодан души моей» – о приоритетах в жизни людей, показанных через инсталляции в чемоданах; «Выставка молодых художников» – огромное панно, собранное из работ начинающих художников; «Человекоколлекция» о том, как и в какой позе лучше творить гравюры.
Самые интересные предложения будут реализованы в пространстве музея Эрарта. Как сказал Денис, это может быть один проект, может несколько, может даже все или ни одного.

 

Анастасия Сульина, для газеты «Мегаполис жизнь города», СПб
под ред. Марии Габелия

Болтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусствеБолтовня об искусстве