Статьи

Новый формат. Концерты без шума

Создано 04.09.2013 11:45

konts bes chuma8Группа «Елочные игрушки» – одна из старейших электронных коллабораций города, состоящая из Александра Зайцева и Ильи Барамия. Они стоят в авангарде экспериментальной музыки и продолжают ставить опыты со звуком и формой выступления. Четвертая бесшумная вечеринка Silent Gig состоялась совместно с музеем современного искусства Эрарта.

На входе каждый гость получает беспроводные наушники, через которые музыка транслируется прямо от диджейских пультов. Технология даёт возможность подавать в наушники сразу три независимых музыкальных сигнала, и слушатель сам выбирает между ними. Вместе с «Игрушками» в этот раз выступали Леонид Котельников и группа «Coaxil», отвечавшая также и за визуальные эффекты. Зал был поделен на ряды полупрозрачной тканью свисавшей с потолка. В темноте на нее проецировался абстрактный видеоряд – быстро сменяющие друг друга психоделические изображения.


Несмотря на то, что группе уже 16 лет, сейчас о ней мало что известно. Почему так произошло и с чего все начиналось, рассказал Александр Зайцев.
«Мы с Ильей слушали много разной музыки, обменивались записями, и это меломанство потихоньку переросло в сочинительство. Тогда электроника находилась на подъеме, это было модно, было очень много групп, которые, как  правило, старались придумать какое-нибудь техническое название. Нам не хотелось следовать этой моде. Мы придумали образ, вызывающий у человека эмоциональные ассоциации, потому что и в музыке хотелось добиться эмоционального соучастия, – уверяет Александр. – Какое-то время мы не были известны в России и не играли здесь, выступали в Европе, издавались в Англии. А когда вернулись, захотели работать с русским материалом. Со Стасом Барецким альбом записали, сотрудничали с Андреем Родионовым, но там на передний план вышла поэзия. Сейчас по разным причинам эти проекты нас не увлекают. Во второй половине нулевых мы практически не писали для «Елочных игрушек», были целиком вовлечены совсем в другие проекты. Может, поэтому возникает ощущение, что о нас ничего неизвестно? А сейчас мы сильно сосредоточились на «Игрушках», много пишем нового, ищем, что еще пропущено в электронной музыке, и придумываем разные формы того, как ее играть, – продолжает Александр. – Примерно год назад мне захотелось делать неформатные концерты. Понятно, что человек приходит в клуб чаще всего, чтобы песни послушать, покричать, попрыгать, потанцевать. Но есть много музыки, в том числе такой, как мы делаем, которая находится вне этого, в другой сфере. Хотелось найти особую форму для нее, потому что на дискотеку мы не можем прийти с этой музыкой, и в рок клуб – тоже было бы странно. А в Эрарте есть уникальное оборудование, единственное в Петербурге, когда специальные трансляторы передают музыку в наушники. Поэтому мы здесь делаем концерты уже с начала года».
Надо признаться, что на концерте «Елочных игрушек» человек сосредоточен именно на самой музыке. На дискотеках чаще всего так громко, что на человека оказывается почти физическое воздействие. А здесь, ведь все в наушниках, звук не достигает такой громкости, человек может его внимательно расслушать. Как он переходит из правого в левое ухо, как возникает то вверху, то внизу. И, кажется, это новый способ вовлечься в музыку и познакомиться с ней.

 

Анастасия Сульина, для газеты «Мегаполис жизнь города», СПб
под ред. Марии Габелия

Новый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шумаНовый формат. Концерты без шума