Статьи

ЮБИЛЕЙНЫЙ ИЮЛЬ В ТЕАТРЕ ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ

Создано 02.07.2015 11:24

simonovaИюль в театре им.В.Ф.Комиссаржевской расцвечен творческим юбилеями любимых артистов. Это четыре  ученика известного режиссера Рубена Агамирзяна (н.а.России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Татьяна Самарина, Татьяна Кузнецова, Елена Симонова), а также з.а.России Сергей Бызгу, органично вошедший в труппу театра им.В.Ф.Комиссаржевской. 
25 лет руководства Рубена Сергеевича Агамирзяна – целая эпоха становления Театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Являясь одновременно художественным руководителем Комиссаржевки (как ласково окрестили зрители) и педагогом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне – СПбГАТИ), Рубен Агамирзян взрастил 4 курса замечательных актеров, которые в итоге составили костяк труппы.  Сегодня в этом театре до сих пор служат 10 учеников мастера. 
 
В ПОИСКАХ СТРАСТИ…
3 июля  - 30 лет творческой деятельности и служения в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской заслуженной артистки России Елены Симоновой. 
 
Из интервью с Е.Симоновой: Мне кажется, что артист, прежде всего,  - это человек с активной жизненной позицией. Это люди какие-то неспокойные, им всегда чего-то интересно. Я благодарна своему театру, потому что тут много чего мне было дано – ролей, встреч режиссерских и партнерских, я многому научилась.  И сейчас мне интересна даже не роль – я играла их много (и роли в красивых платьях, и характерные, и героические, и порыдала, и посмешила). Меня общий смысл интересует сейчас, режиссер, который может заразить, идея, к которой мы могли бы все вместе прийти. Совместное, общее,  - вот что стало интересно сейчас. 
 
Дебютом юной актрисы на сцене Театра им.В.Ф.Комисссаржевской стала роль Кати в спектакле  «Дети Ванюшина» по пьесе  С. Найденова. Впоследствии актриса не раз удивит зрителей резкими поворотами своего амплуа. Трогательная, чистая девочка Ася из «Лакейских игр» - и трагически нелепая, забитая проститутка Сонька в «Яме»… Великолепная в своей нарочитой наивности и простоте Шарлотта из «Дон Жуана» (почти клоунский шарж!) - и гротесковая мадам Кукушкина из «Доходного места», где актриса купается в брызгах сценического юмора и пародии, транслируя через «анекдот» проблемы общества, отдельно взятого человека в этом обществе. 
 
Из интервью с Е.Симоновой: Когда в театре у нас возник спектакль «Доходное место» А.Островского, мне ужасно захотелось сыграть Кукушкину, потому что у меня у самой – взрослые дети. И вот я, как мать, стою перед такой дилеммой, которую я и в спектакле «Тише, афиняне!» пытаюсь выразить: с одной стороны  хочу, чтобы дети жили хорошо, успешно, чтобы не были бедными, несчастными,  - а с другой стороны я хочу, чтобы они были порядочными людьми. К сожалению, порядочность и богатство не всегда совмещаются.
 
В спектакле «Ваал» ее героиня Эмилия, стремительно падая по социальной лестнице вниз, обретает там, на дне, человеческие эмоции, через боль и страдания обнаруживая, наконец, своё «я»…. Кто-то из актеров, когда его попросили в двух словах дать определение актерской природе Елены Симоновой, вдруг сказал: «В поисках страсти…». Страсти не буквальной – страсти к полноте жизни, профессии, роли. Страсти – как феерии любви, праздник любви. И действительно, ее роли последних лет – это стремление к полноте чувств в любом театральном жанре. Если это комедия, то создаваемый образ актриса доводит до гротеска, как это произошло в «Тюркаре» («Даже эпизодическую роль мадам Тюркаре прекрасная Елена Симонова превратила в феерическое шоу», - писала критика). В драме «Эрос» П. Когоута роль Эстер, дочери главного героя,  обремененной комплексом Электры, зазвучала  неожиданно жестко, с  долей горького трагизма. Филигранно и мастерски прочерчивает Е. Симонова трансформацию своей героини, номенклатурщицы Валентины в спектакле «Шизгара». Карикатурный образ партийного работника вдруг обрастает эмоциями,  истинными чувствами, и в финале спектакля – это уже драматическая героиня, живая и теплая, со своими личными мечтами и надеждами. Созданный Е.Симоновой образ буфетчицы Хороших в одной из последних премьер театра – «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова – удивил и вновь заставил по-новому взглянуть на актрису. Максимально сдержанно ведет она свою партию, поражая жесткостью рисунка и тщательным отбором красок.  Каждая комическая реприза четко укладывается в строгий рисунок роли. А в финале возникает будто бы родственная связь с этой женщиной из затерянного таёжного городка, которая, как умеет, сглаживает конфликты и острые углы шуткой или крепким словцом, которая привыкла разнимать и стыдить мужиков, которая одна вырастила непутевого сына, но и ей тоже хочется чуть-чуть тепла, любви и нежности….
 
Я СТРЕМИЛАСЬ СТАТЬ ДЖУЛИЕЙ ЛАМБЕРТ!
3 июля  - 30 лет творческой деятельности заслуженной артистки России Татьяны Кузнецовой. 
Это трогательное «эфирное» создание в одно мгновение разделило поклонников театра на два непримиримых лагеря: тех, кто влюбился в странный излом Татьяны Кузнецовой, и тех, кого раздражала ее необычная манера игры и речи. Ее безоговорочные поклонники несколько раз пересматривали спектакли «Цезарь и Клеопатра», «Дневник Анны Франк», «Дама с камелиями», «Месяц в деревне». Ее любимыми режиссерами были Владимир Воробьев и Владислав Пази, «на нее», кроме них,  ставили спектакли  Р.Агамирзян, А.Белинский, В.Гришко и многие другие… С первой же своей роли смешной девчонки в горьковских «Зыковых», живо и светло взирающей на мир среди хаоса хозяйского дома, Кузнецова очаровала многих. Потом были образы подростков, девушек чуть неуклюжих, странноватых или лукаво грациозных. Была юная, нежная и грустная царица Ирина из «Царя Федора». Была Анна Франк в замечательном спектакле Р. Агамирзяна, премьера которого состоялась уже после его смерти, где Кузнецова талантливо сыграла девушку пленительного редчайшего таланта жизни.
Как писали критики, «она пленяет женственной мягкостью и приглушённой печалью. И чувством стиля, столь нечастого на нашей сцене. Как естественна она в своих туалетах, которые словно бы хранят светлый отзвук её красоты. Красоты существа, вопреки всему покоряющего не-замутнённой чистотой. И никакого намёка на «роковую женщину». Её очарование природное, а не выделанное. Тут вот загадка Маргариты Кузнецовой».
В 1992 году она была признана лучшей театральной актрисой года за роль Анны Франк. В 1995  - получила премию Французского Института культуры за роль Маргариты Готье. Каждая ее  новая роль вызывала живейший интерес критиков и публики.  В 2001 г. Татьяна Кузнецова вдруг перешла в труппу Александринского  театра, где сыграла не много ролей, но среди них - Раневская в «Вишневом саде», Мамаева в сп. «На всякого мудреца довольно простоты», фру Линне в «Норе» и др. 
Несмотря на внешнюю хрупкость и излом, актриса Т.Кузнецова научилась быть сильной и независимой, научилась не бояться экспериментов и неожиданностей. На Четвертом Международном фестивале «Монокль» (2003 г.) она представила моноспектакль «Она – Я, не Я и Она» Клима (Театр «Особняк»), а в 2007 г. на том же  фестивале  ее работа «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г.Г.Маркеса получила   диплом. В 2012 году Т.Б.Кузнецова вернулась в  родной театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Одна из последних работ актрисы – Джулия Ламберт в спектакле «Театр». И здесь, как парафраз, на видеоэкране пронеслись отзвуком ее сыгранные роли… Спектакль вызвал живейший интерес зрителей и стал одним из самых «аншлаговых» в Театре им.В.ф.Комиссаржевской. 
 
Режиссер спектакля «Театр» М.Бычкова: Почему «Театр»? Мне кажется, что когда драматурги пишут пьесы, они верят, что когда-нибудь родится актриса или актер, которые это сыграют. Моэм как будто знал, что в Ленинграде родится такая актриса. В этом романе ее душа, мысли. Наверное, в каждом театральном городе мира есть своя Джулия Ламберт. В Петербурге — это Татьяна Кузнецова. 
 
Из интервью с Т.Кузнецовой: «Для меня это главное в Джулии — чувство радости, счастья, которое ей дает Театр. Как и для Ламберт, театр для меня превыше всего. 
Актер — хороший актер — должен быть готов к любой роли. Твоя — не твоя — к любой! Роль — это жизнь и любовь. Вот — Джулия. Когда я начинала произносить ее слова, то говорила шепотом. И думала: ведь она злая? Я почти возмущалась, ведь на самом деле — чересчур… И мне было непросто. Но я шла, стремилась стать Джулией Ламберт!